Наверх

«Без отрыва от производства»

Дата публикации: 30 Декабря 2013 Распечатать

В журнале «Трубопроводный транспорт нефти» №2 за 2012 год вышла статья «Без отрыва от производства». В материале рассказывается о реконструкции площадки железнодорожной нефтеналивной эстакады «Кротовка», с 2012 года перешедвшей в управление ООО "Транснефть-Логистика". 

БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА 

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПЛОЩАДКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ НЕФТЕНАЛИВНОЙ ЭСТАКАДЫ ЛПДС «КРОТОВКА» НАЧАЛАСЬ ДВА ГОДА НАЗАД. СЕГОДНЯ ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПОДХОДЯТ К КОНЦУ, И, ХОТЯ ЗАВЕРШИТЬСЯ ОНИ ДОЛЖНЫ ЛИШЬ БУДУЩИМ ЛЕТОМ, УЖЕ В ЯНВАРЕ ОСНОВАТЕЛЬНО ОБНОВЛЕННЫЙ ОБЪЕКТ СМОЖЕТ РАБОТАТЬ В ПОЛНУЮ СИЛУ.

Теперь площадка эстакад оборудована закольцованной системой пожаротушения: вместо пожарных щитов установлены лафеты с брандспойтами, которые готовы сработать при малейшей необходимости

РАЗИТЕЛЬНЫЕ  ПЕРЕМЕНЫ

Пять лет назад, когда корреспонденты «ТТН» в ходе командировки  в Бугурусланское РНУ ОАО «Приволжскнефтепровод» заехали на нефтеналивную эстакаду ЛПДС «Кротовка», ничего выдающегося они там не увидели. Объект находился практически в своем первозданном виде. Иначе, строго говоря, и быть не могло, ведь десятки лет в системе налива почти ничего не менялось. Поэтому до недавнего времени на эстакаде не было никакой автоматики, учет велся по цистернам, главными орудиями были рулетка и щуп. А налив проводился при помощи резиновых гусаков образца прошлого века и, следовательно, полностью зависел от квалификации и профессионализма сливщиков. С тех пор перемены произошли разительные.

Самым сложным был первый этап реконструкции: эстакаду подняли почти на 2 м – сразу бросается в глаза и этот факт, и его последствия.

Дело в том, что объект находится в болотистой местности, и раньше на полотне постоянно была вода.

Работать тут весной или дождливой осенью было очень трудно. Теперь здесь соорудили высокую асфальтированную площадку, и хляби земные и небесные на ее состояние никак не влияют. А за последний год обновилась вся система: вместо резиновых шлангов появились современные устройства герметичного налива.

– Условия труда у сливщиков изменились полностью, – сообщает начальник эстакады Артем Акулов. – Сейчас основную работу делает автоматика. Все рассчитано для каждого типа цистерн, после установки сливщиками устройств налива оператор «вбивает» необходимые значения и пускает насосы. Задвижки регулируются при помощи ультразвуковых уровнемеров: как только необходимый объем набран, заслон- ка закрывается автоматически.

Была построена закольцованная система автоматического пожаротушения с новой насосной станцией и двумя стальными вертикальными резервуарами на 700 м3 запаса воды. Если раньше на площадке были только пожарные щиты, то сейчас по периметру расположены специальные лафеты с брандспойтами, которые готовы сработать по первому сигналу.

Второй этап реконструкции начался в июле этого года. Он включает в себя строительство помещения для закрытого распределительного устройства мощностью 6 кВт и реконструкцию насосной налива на ЛПДС. Еще один важный объект – струйно- абсорбционная установка рекуперации паров нефти. Проект действительно инновационный, аналогов этой установки в таком исполнении нет не только в России, но и в мире.

– Если раньше из-за выхода паров нефти здесь постоянно стоял запах сероводорода, то после реконструкции этого не будет совсем, – уверяет начальник эстакады. – Установка будет срабатывать одновременно с пуском насосов и собирать вредные выбросы.

Нефтеналивная эстакада на ЛПДС «Кротовка» – первый подобный объект «Транснефти», подвергшийся столь кардинальной перестройке и обновлению. За два года от старой эстакады остался, по сути, только бетонный скелет. До конца года Бугурусланское РНУ планирует завершить здесь реконструкцию основных производственных объектов. Предстоит обновить насосную налива, завершить строительство установки рекуперации паров нефти. В следующем году будут реконструированы административные здания, построено помещение арбитражных проб. Полностью завершить все работы планируется летом 2013 года.

Начальник нефтеналивной эстакады Артем Акулов

Сейчас сливщикам нужно лишь установить устройства герметичного налива, остальное сделает автоматика

НОЧЬЮ – НАЛИВ, ДНЕМ – СТРОЙКА

Главная сложность ведущихся работ состоит в том, что реконструкция идет на действующем объекте без ущерба для его производственной активности.

– Мы практически не останавливали налив, – рассказывает главный инженер Бугурусланского РНУ Дмитрий Пискарев. – На самом первом этапе часть эстакады реконструировалась, часть делала свою обычную работу. Полностью останавливали объект только на 30 дней в конце прошлого года, иначе технологически было невозможно продолжать реконструкцию. И все равно мы были ограничены сроками, потому что 15 декабря в Новороссийске уже стоял танкер и, чтобы он был за- гружен, нам к 1 декабря нужно было все закончить. Справились...

Сегодня в сутки здесь наливают два состава нефти. Налив идет ночью, утром сливщики прекращают работу и на площадку снова заходят строители.

– За ночь наливаем два марш- рута, – говорит начальник эстакады. – Эстакада двусторонняя, она способна обслуживать одновременно 54 цистерны. После реконструкции налив нефти всей одновременно поданной партии цистерн двумя насосами мы сможем проводить за 120 минут, тремя насосами – за 80 минут.

После реконструкции эстакада изменилась кардинально

ПО ЗАЙКИНСКОМУ СТАНДАРТУ

Наливают на эстакаде черное золото высочайшего качества. Это уникальная зайкинская нефть – легкая и малосернистая. Содержание серы в ней минимально – ниже 0,2%, то есть, по сути, как в дизель- ном топливе. Говорят, ее можно лить прямо в топливные баки: по крайней мере, тракторы на ней ездят совершенно спокойно и не глохнут – только дыма больше. Еще рассказывают, что раньше с «Кротовки» нефть уходила в Финляндию.

Финны ее практически не подвергали переработке, а просто добавляли присадку и получали низкооктановый бензин и дизель.

За качеством нефти следит испытательная лаборатория ЛПДС «Кротовка».

– На ЛПДС скоро закончат строительство нового здания лаборатории, – говорит лаборант химанализа Ирина Козлова. – Сейчас пока все анализы делаем здесь, а после переезда тут останутся только товарные операторы.

Оператор здесь должность универсальная. Он не только отбирает пробы, но и контролирует качество нефти, выполняя необходимые анализы.

– У меня есть квалификация лаборанта химанализа, – рассказывает товарный оператор Евгения Карнаухова. – Нас этому специально обучали.

Сейчас контроль всех параметров фиксируется автоматически, что позволяет значительно разгрузить операторов. Но труд пробоотборщика автоматика пока заменить не может, так что Евгении приходится в любую погоду забираться на эстакаду с необходимым оборудованием весом в несколько килограммов.

Товарный оператор Евгения Карнаухова на все руки мастер: и пробы отбирает, и анализ делает, и налив контролирует

В БОЙ ИДЕТ «ТРАНСНЕФТЬ-ЛОГИСТИКА»

Реконструкция, внедрение современных технологий и приборов – дело очень важное, но в этом году на «Кротовке» поменялась еще и организационная структура процесса налива. Теперь железнодорожными перевозками нефти, договорными отношениями с поставщиками и железной дорогой занимается дочернее общество компании – ООО «Транснефть-Логистика».

Основной  производственной деятельностью предприятия является организация перевозки нефти железнодорожным транспортом в рамках проекта государственного значения – «ВСТО», оказание услуг по грузоотправлению в пунктах налива нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ОАО «АК «Транснефть», а также предоставление транспортно-логистических услуг поставщикам продукции для производственных нужд компании. По сути, «Транснефть-Логистика» находится на стыке двух монополий – РЖД и «Транснефть», «связывая» два вида транспорта: трубопроводный и железнодорожный.

ЛПДС «Кротовка» для ООО «Транснефть-Логистика»  объект знаковый: именно здесь начало работу его первое товарно-коммерческое управление (ТКУ). А свой поезд номер один с «Кротовки» ТКУ отправило 1 января 2012 года. Так что скоро годовщина.

– Задачи, стоящие перед управлением, – организация отгрузок и перевозок нефти железнодорожным транспортом с кротовской эстакады привлеченным подвижным составом, – рассказывает начальник ТКУ в селе Кротовка Александр Суворов. – Основные маршруты – со станции Кротовка на станцию Гетманская (Каспийский трубопроводный консорциум), Антипинский НПЗ, а далее на станцию Грушовая, откуда нефть через Новороссийский морской торговый порт идет на экспорт. Среднемесячный уровень отгрузки – 180 тыс. т, к концу года объем отправленной нефти превысит 2 млн.т.

– По прибытии вагонов на эстакаду налива сотрудники ТКУ проверяют их на исправность и наличие остатков ранее перевозимого груза. Далее нефть помещается в цистерны, берутся пробы на качество товара. Цистерны пломбируются и пере- даются перевозчику – РЖД. Если груз идет на экспорт – выставляется соответствующий режим и заполняется таможенная декларация. Все эти действия обоснованы, ведь мы, как грузоотправитель, несем ответственность за сохранность черного золота на протяжении всего пути его следования, – продолжает Александр Суворов.

Благодаря всесторонней поддержке и помощи от ОАО «Приволжскнефтепровод» удалось быстро освоиться на самарской земле. Сотрудники ТКУ трудятся в комфортных условиях, арендуя офис, расположенный недалеко от эстакады.

Несмотря на солидный функционал, сам штат ТКУ небольшой – 22 человека: приемосдатчики груза, товарные кассиры и специалисты по подготовке вагонов. Но здесь, как и во всей «Транснефть-Логистике», собран коллектив, в котором опыт и молодость дополняют друг друга, а симбиоз профессий гарантирует качество услуг.

– Чтобы включиться в работу, нам потребовалось совсем немного времени,– вспоминает Александр Суворов. – Ведь в нашей команде настоящие профессионалы, мастера своего дела. Многие пришли из РЖД и ведущих нефтетранспортных компаний, так что довольно быстро выстроили отношения со всеми партнерами. Сейчас работа четко отлажена. Что же касается перспектив, то, я уверен, направления деятельности ТКУ можно рас- ширять. Коллектив у нас молодой, люди готовы и хотят трудиться.

 

Вадим Оноприюк

Фото Михаила Гулкина